8 июня 2013. Суббота вторая (из рубрики «Беседка писателя»)
В Европу пришла большая вода, вторглась в именитые столицы и города, смывая автомобили, праздную толчею площадей, размеренную «добропорядочную» обыденность, всю эту «сладостную полноту бытия» — всю эту шушеру — так называемый, «культурный слой» цивилизации. Эта вода пришла прямо с неба, непрекращающимися дождями и грозами; она лилась и лилась сутки за сутками и никакие кичливые научные достижения, никакие новейшие технологии не в силах помешать её властному и совсем неслучайному вторжению, эта вода не замечает никаких достижений и технологий, для неё их просто не существует.
Да разве только Европа, разве не знаем, не слышим о смерчах, ураганах, землетрясениях в Америке и России…
Все СМИ с утра до ночи трещат ужасными новостями, пугают картинками катастроф… Политики подбадривают население, таскающее мешки с песком, вылезающее из завалов, пытающееся спасти дорогие сердцу пожитки… Население на фоне бедствия мужественно жалуется на свою судьбу и стихию, ожидая помощи и справедливости…
Общий смысловой тон таков: ну, бывает!.. не первый раз уже, ничего, вот затихнет, уляжется, приберёмся, починим и подлатаем, и опять заживём себе, как всегда – сыто, комфортно, уютно, в своё удовольствие!.. В общем, каприз природы.
Тут и эксперты наперебой, мол, что-то у нас с погодой творится такое, какая-то она не такая, не понятная, не комфортная — то так, то эдак повернёт, а нам, таким добрым и милым человечкам приходится ни за что страдать…
Действительно, приходится терпеть неприятные неудобства, откладывать гей-парады, отменять запланированные аборты, переносить однополые свадьбы, испытывать адские муки, не имея возможности достать наркотик, изнасиловать жертву, отнять у семьи ребёнка…
Не слышим ли стук топора на горе из древней библейской дали?
Пока ещё ни от кого, ни одного голоса, ни одного намёка в ту сторону…
Кино.
Наконец, посмотрели с женой «Легенду № 17». Перед этим были атакованы бурей восторгов, транслируемых по ТВ, включая одушевление самого президента и признательные показания о «конечно, великом» Харламове со стороны его бывших партнёров по сборной и ЦСКА.
Авансы следующие: 1 – Кино, которого долго ждали. 2 – Духоподъёмное чудо. 3 – Прекрасные актёрские работы. 4 – Торжество правды (не фактологической, но легендарной, что, внушалось, куда важнее!)
Примерно тоже самое трубили о «Кандагаре» и о каких-то ещё, уже забытых.
Поэтому садились перед экраном со смешанными чувствами, но, всё же, с хрупкой надеждой. А встали с безнадёжно рухнувшей надеждой, зато с устойчиво сложившимся чувством разочарования. Не вдаваясь в многочисленные мелкие враки авторов (что, между прочим, опасная причина недоверия для любого произведения), не касаясь примитивного показа чисто игровых моментов (особенно голов! смех, да и только), называю главные минусы данной картины.
Правда вышла настолько легендарной, что перестала быть правдой: слава Харламова никогда не стирала славу других (а были великие имена: Фирсов, Михайлов, Мальцев, Старшинов, Якушев, Васильев, Третьяк…), его подлинный образ противоречит такому беспардонному превозношению! Это всё равно, что в войне 1812 года возвеличить, например, одного Багратиона, а остальных показать серой массой. А если бы Брежнев в самом деле был таким ужасным болельщиком «Спартака», то никакому Тарасову не дали бы стать тренером чемпионов, но Леонид Ильич был куда умнее и деликатнее авторов фильма. По актёрской игре – Меньшиков сожрал всех без остатка, даже своего героя Тарасова; прочие – на «подтанцовке». Но самое-то горькое – нас накормили комиксами вместо честного искусства. Разочаровали и сюжетные ходы, — на самом-то деле было куда круче и интересней! Из всего этого можно извлечь единственный плюс – это пафос. Пафос есть, пятен нет.
Максим Яковлев
8.06.2013
Комментарии: |