 30 мая исполняется 54 года со дня смерти Бориса Леонидовича Пастернака
 30 мая исполняется 54 года со дня смерти Бориса Леонидовича Пастернака
                  Ко дню смерти русского поэта и прозаика Бориса Пастернака приводим отрывок из книги О. Сенина «Небесные блики» о русской поэзии и вере русских поэтов.

Ко времени революционной смуты 1917 года ему исполнилось 27 лет. Благодаря родителям, отцу-художнику и маме-пианистке, ему рано открылся завораживающий, влекущий мир живописи, музыки и литературы. Судя по стихам и письмам поэта, внутренняя прикровенная религиозность сопутствовала ему на протяжении всей жизни. С особой очевидностью это свойство его души проявилось с 1945 по 1955 гг. во время работы над романом «Доктор Живаго».
В цикле «Стихи из романа» Пастернак, по сути, дает поэтическое переложение основных событий из жизни Господа. Подобно тому, как в череде церковных праздников перед нами проходит история нашего спасения, так и в стихах Пастернака жизнь Господа прослеживается от рождения до распятия и победоносного воскресения.
Биография поэта содержит как свидетельства его признания в новой России, так и драматические переживания, выпавшие на последние годы жизни. После публикации в Италии в 1957 году романа «Доктор Живаго» и присуждения за него Нобелевской премии, Пастернак подвергся всеобщей травле. Его исключили из Союза писателей и грозились выдворить за пределы Советского Союза. Поэт вынужден был отказаться от Нобелевской премии. В письме к Хрущеву он униженно просил не высылать его из страны, что по его словам было «равносильно смерти». Вековечный вопрос «Быть или не быть?», прозвучавший у Шекспира в устах Гамлета, встал пред Пастернаком в те роковые дни. Как человек верующий, он имел перед глазами пример Гефсиманского борения Христа, когда тот, предвидя крестные муки и смерть, молился: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Сам Пастернак в стихотворении «Гамлет» признал, что в тот момент он не имел душевных сил и воли решиться на выбор сообразной совести и призванию.
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
                    Прислонясь к дверному косяку,
                    Я ловлю в далеком отголоске,
                    Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
                    Тысячью биноклей на оси.
                    Если только можно, Авва Отче,
                    Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
                    И играть согласен эту роль.
                    Но сейчас идет другая драма,
                    И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
                    И неотвратим конец пути.
                    Я один, всё тонет в фарисействе.
                    Жизнь прожить – не поле перейти.
В романе «Доктор Живаго» стихи религиозного содержания были помещены в заключительной главе. Сам поэт считал их лучшими из им написанного. При чтении их не покидает напряженное переживание событий жизни и крестного подвига Спасителя. Поэт органично и почти дословно переносит в ткань стихов евангельские и литургические тексты.
Автором не случайно выбрана фамилия главного персонажа Живаго, что в переводе с церковно-славянского значит «живой». Так случилось, что в духовно-мертвящей атмосфере советского общества его фактически хоронят заживо. Не случайно роман начинается с похорон отца Юрия и пророческой фразы: «Живаго хоронят». А в финале сам герой после многих злосчастий умирает от сердечного удушья в переполненном трамвае.
Видимая безысходность сюжетного повествования преодолевается тем, что Юрий Живаго, которому Пастернак приписал авторство стихов, как бы воскресает в них в эпилоге романа. Прослеживая жизненные мытарства Юрия Живаго и его возлюбленной Лары, мы видим, что именно евангельские заповеди во многом определяли их мысли, чувства и поступки. Другими словами, немыслимо и невозможно в человеке убить то, что связывало его с Богом, красотой мира, упоением и муками творчества.
Во всем мне хочется дойти
                    До самой сути.
                    В работе, в поисках пути,
                    В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
                    До их причины,
                    До оснований, до корней,
                    До сердцевины.
Всё время схватывая нить
                    Судеб, событий,
                    Жить, думать, чувствовать, любить,
                    Свершать открытья.
О, если бы я только мог
                    Хотя отчасти,
                    Я написал бы восемь строк
                    О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
                    Бегах, погонях,
                    Нечаянностях впопыхах,
                    Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
                    Ее начало,
                    И повторял ее имен
                    Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
                    Всей дрожью жилок
                    Цвели бы липы в них подряд,
                    Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
                    Дыханье мяты,
                    Луга, осоку, сенокос,
                    Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
                    Живое чудо
                    Фольварков, парков, рощ, могил
                    В свои этюды.
Достигнутого торжества
                    Игра и мука –
                    Натянутая тетива
                    Тугого лука.
***
                    Быть знаменитым некрасиво.
                    Не это подымает ввысь.
                    Не надо заводить архива,
                    Над рукописями трястись.
Цель творчества  самоотдача,
                    А не шумиха, не успех.
                    Позорно ничего не знача,
                    Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
                    Так жить, что бы в конце концов
                    Привлечь к себе любовь пространства,
                    Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
                    В судьбе, а не среди бумаг,
                    Места и главы жизни целой
                    Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
                    И прятать в ней свои шаги,
                    Как прячется в тумане местность,
                    Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
                    Пройдут твой путь за пядью пядь,
                    Но пораженья от победы
                    Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
                    Не отступаться от лица,
                    Но быть живым, живым и только,
                    Живым и только до конца.
Известно, Борис Леонидович пережил несколько инфарктов, но умер он не от сердца, а от рака. Эта болезнь явилась прямым следствием обрушившихся на него испытаний трех последних лет.
 По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года безнадежно больной Пастернак, в предчувствии близкой смерти, попросил свою знакомую Е.А. Крашенинникову вместе с ним пройти через таинство исповеди. Оставшись наедине с ней, он с прикрытыми глазами и преобразившимся, светлым лицом стал читать наизусть все причастные молитвы. Содержание исповеди она, по возможности дословно, сообщила своему духовнику, и тот, как священник, сотворил разрешительную молитву.
По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года безнадежно больной Пастернак, в предчувствии близкой смерти, попросил свою знакомую Е.А. Крашенинникову вместе с ним пройти через таинство исповеди. Оставшись наедине с ней, он с прикрытыми глазами и преобразившимся, светлым лицом стал читать наизусть все причастные молитвы. Содержание исповеди она, по возможности дословно, сообщила своему духовнику, и тот, как священник, сотворил разрешительную молитву.
В больнице
Стояли как перед витриной,
                    Почти запрудив тротуар.
                    Носилки втолкнули в машину.
                    В кабину вскочил санитар.
И скорая помощь, минуя
                    Панели, подъезды, зевак,
                    Сумятицу улиц ночную,
                    Нырнула огнями во мрак.
Милиция, улицы, лица
                    Мелькали в свету фонаря.
                    Покачивалась фельдшерица
                    Со склянкою нашатыря.
Шёл дождь, и в приёмном покое
                    Уныло шумел водосток,
                    Меж тем как строка за строкою
                    Марали опросный листок.
Его положили у входа.
                    Всё в корпусе было полно.
                    Разило парами иода,
                    И с улицы дуло в окно.
Окно обнимало квадратом
                    Часть сада и неба клочок.
                    К палатам, полам и халатам
                    Присматривался новичок.
Как вдруг из расспросов сиделки,
                    Покачивавшей головой,
                    Он понял, что из переделки
                    Едва ли он выйдет живой.
Тогда он взглянул благодарно
                    В окно, за которым стена
                    Была точно искрой пожарной
                    Из города озарена.
Там в зареве рдела застава,
                    И, в отсвете города, клён
                    Отвешивал веткой корявой
                    Больному прощальный поклон.
«О Господи, как совершенны
                    Дела Твои, – думал больной, –
                    Постели, и люди, и стены,
                    Ночь смерти и город ночной.
Я принял снотворного дозу,
                    И плачу, платок теребя.
                    О Боже, волнения слёзы
                    Мешают мне видеть Тебя.
Мне сладко при свете неярком,
                    Чуть падающем на кровать,
                    Себя и свой жребий подарком
                    Бесценным Твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели,
                    Я чувствую рук Твоих жар.
                    Ты держишь меня, как изделье,
                    И прячешь, как перстень, в футляр».
В стихотворении «Август» с проникновенной прощальной грустью поэт провидчески запечатлел картину своего ухода:
Как обещало, не обманывая,
                    Проникло солнце утром рано
                    Косою полосой шафрановою
                    От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
                    Соседний лес, дома поселка,
                    Мою постель, подушку мокрую
                    И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
                    Слегка увлажнена подушка.
                    Мне снилось, что ко мне на проводы
                    Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
                    Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
                    Шестое августа по старому,
                    Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
                    Исходит в этот день с Фавора,
                    И осень, ясная, как знаменье,
                    К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
                    Нагой, трепещущий ольшаник
                    В имбирно-красный лес кладбищенский,
                    Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
                    Соседствовало небо важно,
                    И голосами петушиными
                    Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
                    Стояла смерть среди погоста,
                    Смотря в лицо мое умершее,
                    Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
                    Спокойный голос чей-то рядом.
                    То прежний голос мой провидческий
                    Звучал, не тронутый распадом.
«Прощай, лазурь Преображенская,
                    И золото второго Спаса.
                    Смягчи последней лаской женскою
                    Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины!
                    Простимся, бездне унижений
                    Бросающая вызов женщина!
                    Я – поле твоего сраженья.
Прощай, размах крыла расправленный,
                    Полета вольное упорство,
                    И образ мира, в слове явленный,
                    И творчество, и чудотворство».
Книга «Небесные блики» в Интернет-магазине >>
- 
                        Tweet





 Рубрика:
 Рубрика:  Метки:
 Метки: 
 
                        
 
 